Единственный
и неповторимый ...
Никто
не будет спорить, что любой город мира
своеобразен. Это понятно... Есть
уникальные города, притягивающие к
себе внимание, скажем, своей древней
историей или, напротив, невероятной
активностью сегодняшней жизни. Но
среди всех городов мира Санкт-Петербург
занимает совершенно особое место. В нем
столько необычного, порой
необъяснимого, что в среде
профессионалов самых различных
областей науки и искусства возникло
понятие «феномен Петербурга», ставшее
даже предметом обсуждения ежегодно
проводящейся в Санкт-Петербурге
международной конференции с таким же
названием. Не
претендуя на научность и полноту,
попытаемся и мы представить свое
видение того, чем же уникален этот
город, и в чем состоит его «феномен».
Начнем с
того, что Санкт-Петербург – самый
северный из крупнейших городов мира;
расположенный, как сказал кто-то, «на
краю Экумены», то бишь Человеческого
Поселения. 60-я параллель северной
широты - право, не лучшее место для
проживания. К тому же, действительно,
город - «на краю»: он, в некотором роде,
тупиковый – во всяком случае «транзитным»
для людей (как, например, Париж,
Франкфурт) Санкт-Петербург никак не
назовешь, разве что для грузов...
Решение
царя Петра основать при впадении реки
Невы в Финский залив город, а позже - еще
и сделать его столицей России многим
казалось безумным. Но великая мысль
зародилась в уме столь же великого
человека... Испросив благословения
Небес, 27 мая 1703 года Петр закладывает
камень в основание Собора святых
апостолов Петра и Павла - так
начиналась Петропавловская крепость.
Так зародился город, нареченный Санкт-Петербургом.
Неразумность
решения Петра относительно выбора
места для строительства города
виделась, помимо прочего, в том, что
строить предстояло на болоте. И сегодня
Санкт-Петербург – единственный из
крупнейших городов мира, построенный
на болотных почвах. Абсурд, не правда ли,
тем более для XVIII-го века, если учесть
технические возможности строительства
того времени. Городу-младенцу
неоднократно предрекали гибель... И в
наши дни «болотное место» дает о себе
знать – подземные «плывуны» разорвали
одну из веток петербургского метро;
бывали случаи проседания и даже
обрушения домов. А тогда, при Петре, в
наскоро отстроенных деревянных домах,
опирающихся фундаментом на мягкую
почву, вовсю тряслись стены, когда мимо
проезжали экипажи...
Не только
болотистая земля, но еще и нагонные (из-за
ветров с Финского залива) наводнения
делали безмерно тяжелым процесс
строительства города. 55 раз за время
существования Санкт-Петербурга Нева
устраивала в нем наводнения. Ни один
крупнейший город мира не испытывал на
себе таких капризов своей главной реки...
Уже давно Нева одета в высокие
гранитные набережные, но и в наше время
вода, бывает, заливает их, превращая
дома в фантастические корабли и
заставляя в очередной раз считать
потери. Может быть,
главной характеристикой уникальности
Санкт-Петербурга следует назвать то,
что он - самый «искусственный» город
мира. Сформированный первоначально как
идеальный образ в голове Петра, он и
развивался не стихийно, а так, будто
разворачивался грандиозный,
руководимый Мастером-режиссером
Спектакль, в котором заранее четко
определен состав участников, расписаны
их роли, продуманы костюмы,
сценодвижение и даже действия
технического персонала...
По
приказу Петра в Санкт-Петербург было
переселено 15 тысяч мастеровых людей, с
их семействами. Вызывались сюда и купцы,
самые лучшие. Лица, причисленные к
царскому Двору, обязывались безотлучно
жить в Петербурге и строить там дома.
Каждый воз, прибывающий в город, должен
был сдавать у заставы по 3 булыжника.
Также и каждая приплывающая в Санкт-Петербург
барка доставляла для строительства
города установленное количество камня.
А как иначе построить город на болоте?
Санкт-Петербург строился «из ничего» и
«вопреки»...
Особенность
постановки петербургского Спектакля
состояла в том, что «артистов»
российского общественного «театра»,
привыкших в основном к мрачным,
статичным и однообразным ролям, Петр
заставил, к их ужасу, играть совершенно
иные, непонятные роли, а Спектакль
назвал «Европейская цивилизация».
Ни один
другой город, кроме Санкт-Петербурга,
не строился как «окно» в другой мир. Не
только порт - «Ворота в Европу» - нужен
был Петру в лице Санкт-Петербурга.
Через этот город российский государь
мечтал совершить прорыв в иную
цивилизацию, вытянуть Россию из
темноты и невежества затянувшегося
средневековья. Он заставил Россию
учиться, призвав сюда лучших учителей и
мастеров из Европы, а также отправляя
на учебу за границу детей знатных
фамилий. Русский народ стал осваивать
невиданные прежде ремесла, науки и
искусства и оказался при этом весьма
талантливым. Тяжелее всех приходилось
знати, которой велено было научиться
носить европейское платье, парики,
разучить танцы, вести себя сдержанно и
прилично, а также пить «гадкий» кофе и т.д.,
и т.п.
С трудом, но
Петр добивался желаемых результатов. «Репетициями»
Спектакля были бесконечные ассамблеи и
маскарады, устраиваемые в Летнем саду и
в домах вельмож. Вход в них
предоставлялся всем дворянам,
гражданским и военным чинам, знатным
купцам и старшим мастеровым людям.
Главным достоинством этих мероприятий
была атмосфера равенства и свободы.
Чинопочитание не дозволялось. Сам Петр
первым подавал пример доступности и
запрещал вставать с поклонами при его
появлении.
Похоже, что
насильно насаждаемая Петром эта
атмосфера уже в XVIII-ом веке стала
настолько естественной и устойчивой,
настолько глубоко «пропитала» город,
что и через 100, 200 и более лет Санкт-Петербург
выделялся среди других российских
городов как некий «остров вольности»,
где можно было встретить то, что много
позже, в ХХ-ом веке, получило название «андеграунд».
Маленький «штрих» - пример уже совсем
из нашего времени: вовсе не случайно,
что постоянным местом проведения
Международного фестиваля Сергея
Курехина - «SKIF» (в 2003 году уже в 7-й раз),
этого дерзкого мультикультурного
проекта, в основе которого лежит
концепция «Поп-механики», стал Санкт-Петербург.
Здесь естественнее...
Вернемся к
петербургскому Спектаклю: эскизы
декораций к нему, или точнее - концепция
оформления Сцены, была рождена также в
голове Петра. Одержимый стремлением
создать образцовый город, «парадиз»,
превосходящий по красоте знаменитые
города Европы, российский император не
хотел видеть свою столицу простым
скоплением великолепных зданий; он
хотел творить ее как архитектурный
пейзаж, включающий широкие
пространства, далекие перспективы,
плавные линии Невы, каналов...
Постепенно - с годами, десятилетиями -
эта задуманная Петром картинка оживала
и становилась реальностью. Ни один
город мира не разворачивает так
торжественно, как Петербург, свои
величественные панорамы, ни один город
не превосходит Санкт-Петербург по
числу безупречных архитектурных
ансамблей.
А еще - сады,
так называемые «регулярные» сады
виделись Петру обязательным элементом
петербургских декораций. И опять - все
создавалось «вопреки». Суровый климат
с частыми ветрами, дождями или снегом,
бедная болотистая почва всячески
сопротивлялись созданию на этой земле
российского «рая». И все же они не
смогли выдержать натиск имперской воли
и, в конце концов, уступили, позволив
поселиться в Санкт-Петербурге
невиданным до той поры деревьям, цветам
и кустарникам, что были привезены не
только с разных концов России, но даже
из-за границы. В городе появились
чудесные сады, сады – «пришельцы»...
Главными зелеными «игрушками» Петра
стали Летний сад, украшенный
изысканными статуями, гротами,
галереями, а также приводящий в восторг
всех впервые попавших в него фонтанный
парк Петергофа - северный Версаль,
превзошедший по красоте и
грандиозности свой французский
прототип. Эти два уникальных парка и
сегодня остаются главными природно-художественными
ценностями Санкт-Петербурга.
Конечно, за
свою историю Петербург не раз
заимствовал, переиначивая на свой лад,
различные культурные достижения
лучших городов Европы, в частности
архитектурные шедевры. И среди
петербургских построек можно
встретить подобия афинского Парфенона,
венецианского Дворца дожей, Собора
Святого Петра, что в Ватикане... Но в
этом тоже своеобразие Санкт-Петербурга:
в определенной мере, он являет собой
музей европейской архитектуры.
Традиция
украшать городские набережные
сфинксами также была «экспортирована»
из Европы. Но вот какая любопытная
статистика по этому поводу: по
количеству сфинксов на душу населения
Петербург обгоняет и Париж, и Лондон, и
Берлин, уступая только собственно
египетским городам. Петербург, если
можно так выразиться, - европейская
столица сфинксов.
Если
говорить о рекордах, то Санкт-Петербургу
принадлежит рекорд мира по количеству
мостов: их насчитывается здесь 539, из
них 315 – в центральной части города. Это
значительно больше, чем в таких
известных своими мостами городах, как
Венеция, Стокгольм и Амстердам.
Если бы кто-то
занялся подсчетом кариатид и атлантов,
размещенных на фасадах городских
зданий, можно почти не сомневаться, что
Санкт-Петербург тоже занял бы первое
место в мире. На одном только доме,
выходящем на «Пять углов», «пристроилось»
40 кариатид... Город населен таким
большим количеством античных богов,
мифических героев, нимф, русалок,
аллегорических персонажей, драконов,
львов и т.д. и т.п., которые украшают
фасады, портики, крыши зданий, ворота,
ограды, решетки набережных, мостов...
что можно совсем потеряться во времени
и пространстве, запутаться в реальном и
нереальном мирах... Особенно, если вас
окутывает своим волшебным покрывалом
Белая ночь...
И осталось
сказать еще об одном проявлении
уникальности города, о том, что имеет
явное отношение к понятию «феномен
Петербурга». Всякий российский житель
подтвердит, что со времени основания
Санкт-Петербурга и до сегодняшних дней
в России, по трудно объяснимым причинам,
как некую особую «национальность», как
особый тип людей всегда выделяли
петербуржцев. «Петербуржец» звучало
как пароль, устраняющий препятствия на
трудном пути, открывающий сердца людей
и двери дома в любом уголке России.
Почетная и ответственная миссия...
А не миф ли
это сегодня, если говорить о
современном петербуржце?.. Чтобы
проверить, наверно, надо приехать в
Санкт-Петербург. Приезжайте И не
забудьте поздравить этот город с его 300-летием.
на главную страницу
|
|