Что нужно человеку, чтобы ощущать себя счастливым? У
каждого свое представление о счастье...
И все же есть одна его составляющая,
которую, наверно, назовет любой из нас -
гордость за своих детей. Мы хотим, чтобы
дети выросли благодарными,
трудолюбивыми, великодушными,
благородными, чтобы стали они
творческими личностями, чтобы обрели
духовность... Как добиться
этого? Каждый решает этот вопрос по-своему,
двигаясь почти наощупь, нередко
спотыкаясь на трудной дороге
воспитания. Могут сказать - но, ведь,
есть же педагогика! Учитесь,
самосовершенствуйтесь - и наверняка
добьетесь успеха. Нет,
есть такой человек; точнее - был. И успел
сказать мудрые слова о том, как
вырастить из ребенка человека. Около
десятка лет назад в одном из журналов
мне попалась его чудесная статья с
педагогическими размышлениями.
Знакомство с ней явилось для меня
откровением. Помимо того, что статья
была блестяще, легко написана, а многие
фразы из нее хотелось выучить как
афоризмы (а таковыми они в
действительности и являлись),
она была замечательна тем, что
потрясающе просто и удивительно
красиво раскрывала сложную тайну
воспитания. Мне жалко было расставаться
с журналом и, чтобы удержать в памяти то,
чему учил этот мудрец, я составила
конспект его статьи. И хочу предложить
его вам. Конечно, в конспекте неизбежно
теряется прелесть связного
повествования, но
и того, что осталось, достаточно, чтобы
насладиться языком автора и уразуметь
то главное, на чем должно строиться
настоящее воспитание... Посмотрите.
Право, на это стоит потратить время. А
мудрого человека звали Симон
Соловейчик. Различные
модели воспитания, по сути, сводятся к
трем. Но
отчего одни люди, не видевшие в глаза
уголовного кодекса, не нарушают
законов, а другие, вызубрив все статьи
кодекса, то и дело попадают за решетку?
У одного литературного героя с детства
висели перед глазами прописи: ”Не лги,
послушествуй старшим и носи
добродетель в сердце”. Все объяснили
ему! А вырос Чичиков. Вторая
модель: “сад-огород”. Суть
состоит в “выпалывании” недостатков и
“привитии” хороших качеств. Первое
занятие - бессмысленное. Что же
касается привития... Здесь требуется
постоянный, почти круглосуточный
надзор. Очевидно, что в наше время мать
не может непрестанно находиться рядом
с ребенком. Можно приучить
ребенка мыть руки, но невозможно приучить
любить людей. Эти
две модели особенно опасны тем, что,
следуя им, мы из лучших побуждений
постоянно ссоримся с детьми, и вся наша
работа воспитания становится
безнадежным занятием. Третья
модель: “кнут
и пряник”. Но
мир не держится на штрафах и наградах,
это нам лишь кажется. Жизнь, бывает,
ошибается в распределении наград и
штрафов. Кроме социальной
справедливости и несправедливости,
есть еще и беды, утраты, несчастья,
болезни, и они выпадают отнюдь не тем,
кто их заслужил, кто сам виноват.Поощрения
и наказания подрывают веру ребенка в
справедливость... Он не поймет, что
справедливость не в расплатах и
мщениях, что мир - не торжище, не базар и
не рынок, что мир, скорее, похож на
мастерскую. Два
условия нужны, чтобы ребенок заговорил:
внутренняя потребность и внешние
обстоятельства. Примерно
так же приходят к ребенку и моральные
свойства - движение изнутри
встречается с движением внутрь (выстраивается
тоннель). Старания что-то привить
без встречного движения изнутри души
бесполезны: получается не тоннель, а
подкоп. Мы не воспитываем, а
подкапываемся; причем, подкоп наш - в
никуда, хоть всю жизнь рой. И точно так
же пропадает движение души, дурное или
доброе, если оно не встречается с
движением из внешнего мира, если не
выстраивается тоннель. Сознательно,
вольно мы действуем на ближний к нам
конец тоннеля, а невольно - интонациями,
прикосновениями, манерами - мы в то же
самое время действуем и на тот, дальний
конец, вызываем неподвластные нам
душевные движения. Душа...
Да что это такое? Душа
- не “я”, не весь мой внутренний мир.
Существуют еще ум, память, способности. Душа
болит, душа жаждет, душа просит, хочет,
страдает, не принимает, тоскует,
радуется... Не я радуюсь - душа во мне
радуется. Мысль
бывает чужой или ложной, а чувство
всегда свое, даже если оно возникло под
чьим-то влиянием. И оно всегда реально;
оттого душа - искренность. Душа
чувствует угрозу в едва заметном
повышении голоса, в грубой интонации, в
небрежном прикосновении. Взрослые тоже
обороняются от детских злых чувств - и
пошел раскачиваться маятник. Быстро-быстро
проходим мы вместе с ребенком тоннель
зла. У
человека две основные потребности - в
безопасности и в развитии (потребность
“быть” и потребность “жить”). Лишь
только чувство безопасности и
потребность в развитии встречают
преграды, у ребенка начинает
развиваться злая воля. У сильного и
умного она выражается в агрессивности,
у слабого, но умного - в хитрости,
изворотливости, у слабого и неумного - в
коварстве и подлости. Лень, праздность -
мать всех пороков. А кто отец их? Страх!
Где страх, там излишняя осторожность,
неприятие нового, чужого, скрытность,
лживость, трусость, подлость,
подозрительность, жадность, коварство,
предательство. Поскребите любое дурное
свойство человека, и выглянет его
основа - страх. Зло
- от наших посягательств на ребенка. Зло
мы сеем сами, даже когда действуем из
лучших побуждений. Вера,
надежда, любовь - первая забота каждого
воспитателя. Почти
все трудности с детьми связаны с тем,
что ребята не доверяют взрослым, не
верят их словам, недоверчиво относятся
к их ценностям, а то и вообще ни во что
не верят. Воспитывать таких детей
практически невозможно: они
бессердечны и не знают пределов в
безжалостности. Без веры невозможно
никакое убеждение. Убеждение - это
знание, соединенное с верой в него.
Знание не прямо действует на чувства,
но есть между ними вера. “Верю” или “не
верю” - вот пресс разума на чувства,
другого нет. Увидеть
лучшее в обыденном - вот труд души, вот
любовь. Все
можно дать человеку, если одарить его
любящей душой. И ничего не получится,
если не развить его способность
сердцем стремится к сердцу человека. Почти
вся педагогика толкует об уме, воле,
чувствах, а нацелена она на желания.
Заповеди издавна формулировались - “не
желай”, “не возжелай”. Критический
момент воспитания: как повлиять на
желания ребенка, если нет входа в “кухню”
желаний, если они не строго зависят от
чувств и потребностей? Многие люди
видят смысл воспитания в том, чтобы
научить ребенка обуздывать свои
желания. Но оглянитесь вокруг себя -
большинство людей вовсе не борются с
собой, не обуздывают себя. Люди не
воруют не потому, что боятся наказания
или стыда, а потому, что им противно
воровать. Люди приходят на помощь друг
другу не потому, что они решили каждый
день делать что-то доброе, а просто
потому, что они любят людей. У
действительно воспитанного человека
нет дурных желаний, зло претит ему...
Совесть и долг служат ему не для
самообуздания, они помогают ему
различать добро и зло. Ему не нужны
механизмы самопринуждения, он
чувствует себя внутренне свободным,
даже если он и не во всем свободен в
реальной жизни. Жить
духовной жизнью - не значит ходить в
театры, читать книги, спорить о смысле
жизни. Что значит “духовная жажда”?
Чего жаждет человек, когда у него
духовное томление? Он жаждет правды,
добра и красоты. Именно
дух, собственное желание правды, добра,
красоты, воспринятое от мира,
высветляет все желания, вдруг
возникающие в душе человека. Не пресс, а
свет! Разум же дан человеку не для
обуздания страстей, с чем он обычно не
справляется, а для различения добра и
зла, истины и неправды, без которого нет
нравственности, нет духа. Если не
воспитать сердечные способности
верить, надеяться и любить, то ребенок
будет невосприимчив к духовным
стремлениям. Высшие стремления мира не
встречаются с высшими сердечными
способностями - и ничего не происходит.
Но может случиться и обратное: есть
добрые, способные любить и надеяться
люди, которые не знали в детстве и в
юности высших духовных стремлений, не
встретились с ними. Такие люди не
нарушают моральных законов, но
бездуховность их сразу видна. Добрый и
работящий человек, но не мучается его
душа, не может, не хочет он выйти за круг
бытовых забот и переносит тяготы жизни
не сознательно, не с бодрым и ясным
терпением, а покорно. Духовность
- не культура поведения или
образованность. Духовная
жизнь человека - его собственное
стремление к высокому, и если оно
достаточно сильно, то книга или театр
волнуют его, потому что отвечают его
стремлениям. В произведениях искусства
духовный человек ищет собеседника,
союзника, ищет высшего духом. Ему
искусство нужно для поддержания
собственного духа. Как умеем, как умеем,
как умеем, потихоньку, не торопясь,
преисполнившись веры в ребенка, будем
передавать ему наши стремления к добру,
правде, красоте, то есть укреплять его
дух. Этого вполне достаточно для
хорошего воспитания, больше ничего не
нужно... Спрашивают:
но как быть родителям, у кого нет этих
стремлений к высокому? Как им
воспитывать детей? Ответ звучит ужасно,
я понимаю, но надо быть честным: никак!
Что бы такие люди ни предпринимали - у
них ничего не выйдет. Единственное
спасение для их детей - какие-то другие
воспитатели. Воспитание детей - это
укрепление духа духом, а иного
воспитания просто нет, ни хорошего, ни
плохого. Так получается, а так - нет, вот
и все. Зло
- посягательство на человека, чем бы оно
ни объяснялось. Но добро - это не
отсутствие зла. Чтобы перейти в область
добра и великодушия, надо затратить
определенный душевный труд, приложить
силу. Эта сила - любовь к людям. Будем
учить детей любви; научатся любить
людей, будет что и кого любить. Они сами
научатся ненавидеть тех, кто посягает
на любимое и дорогое. Любовь
к людям - высшая человеческая
способность. Выше ее ничего нет. Всех
любить, в самом деле, трудно... Но почему
мы, привыкшие к физическому и
умственному труду, не хотим дать себе
труда духовного, ленимся в самой важной
области человеческого бытия? Там, где
ребенку с детства не внушают
осторожное “Не осуждай!”, там родители
первыми попадают в число осуждаемых.
Еще ни одному человеку не удалось
вызвать любовь упреками. К тому же за
упреком в нелюбви чувствуется
требование: “Люби меня, ты обязан меня
любить”. А это - конец! Только
не ждать сиюминутной отдачи, только не
думать, будто вымытый пол
свидетельствует о любви, а неубранная
постель - симптом неблагодарности.
Любящему гораздо радостнее дарить, чем
получать подарки. Он готов всю жизнь
дарить, лишь бы было кому. Одно
из главных свойств человеческой души -
в том, что она жаждет общения,
соприкосновения, контакта с душой
другого человека. Поэтому-то детей так
легко воспитывать. Пока разум не развит,
душа занимает почти все пространство
психики. Но
общение несовместимо с управлением и
учением. Общение требует абсолютного
равенства. Люди не равны между собой по
уму, опыту, возрасту, положению, таланту,
но души всех людей совершенно равны,
даже по отношению к тем, кто жил 1000 лет
назад. Некоторые взрослые не могут в
общении раскрыться душой,
почувствовать чужую душу равной. Но
именно в этом подлинный секрет сильной
и силу дающей любви! Только общение
делает детей воспитуемыми. Трудные
дети - те, у кого нет душевных и духовных
контактов со взрослыми. Результаты
воспитания, конечно же, зависят от
времени, от среды, от ближайшего
окружения, от наследственности. И ... не
зависят!
Краткий пушкинский
курс педагогики. Наука
об искусстве воспитания для
очень занятых людей. Вчитаемся
в пушкинские строки: “Павел”,
“Кн. П.П. Вяземскому” - обращайся с
ребенком, как с равным, невзначай
подчеркивай, что он уже большой, будь
немножко с ним сдержан, особенно с
мальчиком. “Держись моих правил” -
сначала обзаведись своими правилами
жизни, принципами, убеждениями - без них
к ребенку лучше не подходить. И это
должны быть свои правила, своей жизнью
выработанные. И не назидание здесь, а
дружеское “держись”. Совет, которого
можно и не послушаться. В
необязательном “держись” - поученье,
необходимое ребенку, и свобода от него.
Взрослый направляет, а ребенок
действует сам. “Люби то-то, то-то” -
люби! Значит, трудись душой. Воспитание
- не запреты, воспитывать - пробуждать
способность любить. “Не делай того-то”
- сказано категорично и без объяснения.
Отметим тонкость. “Не делай” - это,
ведь, не запрет
для мальчика, это относится к взрослому,
это из его собственных запретов, это
правило взрослого человека. Не
запрещено, не осудят, не накажут, но не
делаю - не в моих правилах. А
что нам еще нужно? Счастье или
несчастье наше - в наших детях. |