ПРОГУЛКА ПО ГОТИЧЕСКОМУ ГОРОДУ

Что такое «готика в России»? Довольно странное словосочетание, не правда ли? На память приходят, разве что, какие-нибудь католические церкви. Ну, в Петербурге, наверно, можно отыскать еще пару-тройку некультовых сооружений, но это если очень постараться (на Каменном острове, например).И все же у нас есть целый готический город. Хотите, поедем туда? Это место вам очень знакомо и ... незнакомо. То есть вы там, наверняка, бывали, но, возможно, не заметили этого города. Я покажу его вам.
С Балтийского вокзала Санкт-Петербурга надо ехать электричкой, 40 минут. Догадались? Да, это Петергоф. Но не столицу фонтанов мы с вами будем смотреть, ее вы и так хорошо знаете. Мы погуляем чуть в стороне от Нижнего парка с его фонтанами.
Нашу прогулку и знакомство с готическим городом мы начнем прямо с вокзала Нового Петергофа. Приехали... и давайте забудем про XXI век. Побудем сегодня в средневековой сказке.
         Архитектор Николай Бенуа, главный архитектор Петергофа в середине XIX-го века, был большим поклонником готической архитектуры. Именно он подарил Петергофу такой вокзал. На него хочется долго смотреть - одним взглядом не ухватить множества деталей: стрельчатые проемы, ажурные парапеты, рисунок лепных деталей, оконных переплетов и дверей - все носит подчеркнуто готический характер.
Если взглянем вверх, то увидим башенки по углам здания - где-то зубчатые, где-то завершающиеся куполом или пирамидальные.. Чем не сказка?.. Отметим их в памяти, потому что еще не раз по подобным башенкам будем узнавать почерк Бенуа в нашем готическом городе.
С той стороны здания, где раньше рельсам преграждали путь узорчатые ворота (железная дорога заканчивалась в Петергофе), привлекает внимание галерея второго этажа (почти средневековая Италия!). В XIX-ом веке на втором этаже располагался изысканный ресторан, и его посетители имели возможность выйти в эту лоджию-галерею, чтобы подышать свежим воздухом и окинуть взглядом окрестности Петергофа.

Оставим вокзал. Дальше нам предстоит отправиться через парк туда, где и сосредоточены все готические строения Петергофа, то есть где и находится сам готический город.

Парк, по которому мы сейчас прогуляемся, носит название «Александринский». Как и другой парк, в который мы затем перейдем, он получил свое название от женского имени, принадлежавшего царственной особе - супруге императора Николая I - Александре Федоровне. Множество аллей и тропинок в этом парке могли бы совершенно запутать впервые попавшего сюда, если бы не небольшие пруды, искусственно созданные стараниями садовых мастеров, к которым, нет-нет, да и приведет какая-нибудь из аллей. Небольшой перепад уровней воды в них, как было изначально задумано, и специальные плотинки заставляют звучать воду, перетекающую по протоку из одного пруда в другой. В этом парке Петергофа больше всего птиц, да и белки предпочитают его.

А вот и граница Александринского парка - Санкт-Петербургское шоссе, за которым начинается другой парк - Александрия.
Войдем в него через ворота официального въезда. Уже здесь, на первом шагу, задается готическая тема, которая в дальнейшем будет раскрываться во всех постройках этого парка: у ворот нас встречает Готическая караулка. Мотивы готики - стрельчатые окна, многогранные башенки, зубчатый парапет. Скромно, без излишних украшений, но глазу уже приятно. Это пока лишь набросок, прелюдия к тому богатству готического звучания, которое ожидает нас впереди.
Никто не остановит, можно смело вступать на территорию, бывшую частной собственностью императорской фамилии.
Мы направимся к главному архитектурному сооружению - Коттеджу, центральному по значимости, ибо оно определило характер всех остальных построек Александрии. На кратком пути к нему нам встретится еще несколько зданий, в облике которых в разной степени тоже применены элементы готики.А вот и ограда Коттеджа...
            Ее Величество Александра Федоровна страстно увлекалась рыцарскими романами. Говорят, Вальтер Скотт был ее любимым автором. Как большинство женщин, вероятно, она тоже любила переплетать в сознании реальную и нереальную жизнь. И когда представился случай воплотить это переплетение в действительность, она не замедлила им воспользоваться: движимая желанием приблизить занимающую все пространство ее воображения эпоху рыцарства императрица заказала семейный загородный дом в стиле английской поздней готики.
Построенный в конце 20-х годов XIX-го века по проекту придворного архитектора Адама Менеласа дом-коттедж явился первым звеном в цепи построек, образующих готический город. И, возможно, если бы не этот милый каприз Ее Величества, не было бы и более поздних готических творений Николая Бенуа, ибо в барочно-классическом Петергофе они показались бы слишком смелыми и неоправданными.
Коттедж выглядит очень уютным. Особое очарование придают ему полукружное гранитное крыльцо и чугунный портик со стрельчатой аркадой, украшающие главный фасад дома. Над аркадой устроен крытый балкон со стрельчатыми проемами, окаймленный чугунной решеткой в виде узких, также стрельчатых, арок. На шести балконных тумбах помещено рельефное изображение герба Александрии - на голубом фоне белый меч в венке из белых роз.

Вечные символы: белый меч - благородный рыцарь, белая роза – любовь, Прекрасная Дама. «Белой розой», кроме того, в детстве родители называли саму будущую русскую императрицу. И еще один интересный факт, связанный с белой розой: при Ее Величестве Александре Федоровне в Александрии устраивались рыцарские турниры, также носившие название «Белая роза».
Возле крыльца Коттеджа приятно посидеть на скамейке в теплый летний день, любуясь цветочными композициями клумб и, конечно, пальмами. Я не ошиблась - пальмами. Они вызывают умиление, поскольку растут, естественно, не в грунте, а в кадках, и их по традиции с наступлением лета выносят из здания и ставят на землю со стороны главного фасада. Ну, чем не Черноморское побережье Кавказа! И море, хоть и не Черное, совсем рядом. Надо только зайти за дом. Зайдем - и увидим, что находимся на гребне склона, откуда открывается прекрасная панорама Финского залива. Мы находимся на открытой террасе с двухъярусным фонтаном со скульптурой. А в нише стены - поразительно красивая Мадонна с младенцем. Здесь хочется побыть одному.
Террасы, балконы, эркеры, статуя и другие украшения делают здание легким и грациозным.
Если бы мы заглянули внутрь Коттеджа, то убедились бы, что слово “готика” применимо здесь абсолютно ко всему: мебель, светильники, ширмы, часы (в виде знаменитых соборов Европы) - все работает на то, чтобы мы ощутили себя, по желанию Ее Величества, в далекой эпохе рыцарских времен.
                Коттедж - самое крупное дворцовое сооружение в парке Александрия, но не единственное. Если мы пойдем по той аллее парка, рядом с которой в гордом одиночестве и как бы предоставляя нам возможность полюбоваться на него высится стройный красавец-кедр, то она приведет нас еще к одному дворцу, носящему название “Фермерский”.
Эта дорога, мимо кедра, чуть длиннее той, по которой мы могли бы пойти, если бы не был разрушен Руинный мост, соединявший прежде стороны крутого оврага, что вблизи Коттеджа. То был арочный мост (уцелела только треть арки), въезд на который обрамляли массивные постаменты с огромными вазами (сохранились две из четырех). Впрочем, кто не боится крутого спуска, можно пройти и здесь, только придется еще попрыгать по камешкам, чтобы преодолеть ручей, протекающий по дну оврага.
Той или другой дорогой мы все равно выйдем к Фермерскому дворцу. Этот дворец возник как бы сам собой - первоначально он не был запланирован. Одновременно с созданием Коттеджа неподалеку велось строительство небольшой фермы, чтобы подчеркнуть идиллический характер новой резиденции. Постепенно фермерский павильон, который был задуман Менеласом как деревенский домик, обрастал пристройками и надстройками, превращаясь помаленьку сначала в летний дом цесаревича, а потом и во дворец наследника - будущего императора Александра II.
Главный фасад здания выделен эркерами с зубчатыми парапетами, рельефными щитами и гербом Александрии. Самый протяженный фасад - восточный, с часто поставленными стрельчатыми окнами, выступающими террасами и балконами с узорными чугунными перилами готического рисунка. Перед ним раньше располагался Собственный садик с перголой, фонтаном и скульптурами.

До Фермерского дворца так и “не дошли руки” реставраторов. Ничего нет сегодня во дворце. Во время войны он пострадал и сегодня, спустя более, чем полвека, стоит “неживой”. Но наше воображение сумеет дорисовать утраченные детали дворца, а найдя в заросшем высокой травой дворе овальное, выложенное мрамором углубление в земле, мы догадаемся, что именно здесь звучала музыка фонтана Собственного садика.
От Фермерского дворца рукой подать до одной из самых оригинальных построек Александрии - Готической капеллы. Легкое, устремленное ввысь здание, внешним видом походящее на католический костел. Однако это - православная церковь Святого Александра Невского.

Ну, уж очень хотелось императрице пожить в придуманной сказке. Проект Капеллы - придворной церкви в Александрии - был заказан в 1829 г. известному немецкому зодчему К.-Ф. Шинкелю, и немец оправдал ожидания Ее Величества.
Целостная по объему, гармоничная по пропорциям, изящная по силуэту Капелла стала эффектной романтической декорацией парка.
Углы Капеллы подчеркнуты массивными башнями с остроконечными шпилями из чугуна и золочеными крестами. Стены прорезаны окнами-розетками для витражей и порталами со стрельчатыми орнаментами и статуями святых. Ажурный парапет в виде сплетающихся лилий расставляет последние точки над “i” в этой изящной архитектурной композиции.
         Если все рассмотрели, идем дальше. Мы не будем подходить к Константиновскому домику, Кухонному корпусу и телеграфной станции. Они находятся в разных концах Александрии, да и после Капеллы эти здания с элементами готики покажутся слишком “бедными”.Можно еще спуститься по склону в сторону Финского залива, чтобы увидеть нечто, напоминающее готическую часовню. На самом деле, эта выполненная из чугуна ажурная конструкция - всего лишь навес для колодца.

Совсем близко от Капеллы проходит западная граница парка Александрия, явленная нам в виде каменной стены. Через ее ворота мы сейчас и пройдем... И сразу очутимся возле грандиозного здания, похожего не-то на замок, не-то на прихотливый дворец, не-то на... Нет, скорее, ни на что не похоже. Но о-очень симпатично! Именно своей ни-на-что-непохожестью здание и привлекает больше всего. И действительно, функция его была необычная: это конюшни. Не простые, конечно, а Главные императорские, названные по своему облику Готическими.
Главный фасад, протяженностью 200 метров, образован Манежем и жилыми домами, боковые здания вытянуты на 150 метров каждое. Помните зубчатые башенки на вокзале? Вот они, разросшиеся до размеров настоящих башен. Это, конечно, Бенуа - самое необычное его творение.
Посмотрите, нет ли наверху дозорных? Они смотрелись бы здесь очень естественно... Если заглянуть в дверь любой из башен, то первое, что бросается в глаза - винтовая лестница. Вот бы повращаться вместе с ней до самого верха! Неужели, и правда - выводит на крышу?

А в одной из башен можно увидеть на стене “средневековые” щит и меч. Если честно, они появились здесь недавно - одновременно с вывеской КАФЕ “Старая башня”. Говорят, хозяйка кафе, в своем страстном увлечении средневековьем - родственная душа Ее Величества, привезла эти “трофеи” из-за границы специально для своего кафе.
Через ворота в арках срединных башен можно войти во дворы Готических конюшен. Три уменьшающихся в перспективе арочных проезда - эмоциональный центр композиции. Во дворах совсем особый мир... Вот бы где проводить рыцарские турниры! Жаль, что некому... Хотя, как же! Ведь, в День города - день празднования Святых апостолов Петра и Павла - в Петергофе проводятся такие турниры, только не здесь... Может, как-нибудь расскажу вам и об этом.
На каждой башне укреплен щит с гербом Петергофской царской резиденции: на красном фоне две желтые перекрещенные латинские буквы “Р” (Petro Primo), над ними - императорская корона, под ними - римская цифра “I”.

В комплексе конюшенных зданий особо выделяется Манеж. Он совсем другой, более торжественный, но и тут легко прочитывается Бенуа.

В трех минутах ходьбы от Готических конюшен расположено еще одно здание со знакомыми приметами. Опять Николай Бенуа... Миниатюрная средневековая крепость. Угловые, несколько выступающие части трактованы как оборонительные башни, увенчанные зубцами, наблюдательными башенками. Зубцы окаймляют и среднюю часть здания, и двое ворот. Зачем двое ворот? Все просто - это Почта. Почтовый двор совсем небольшой, и для того, чтобы почтовая карета могла свободно выехать со двора, и понадобились вторые ворота.

А теперь мы пойдем к улице, проходящей вдоль ограды Нижнего парка, названию которой мог бы позавидовать любой город мира - улица Дворцов и Парков. Здесь находится ансамбль из пяти Готических домов. Каждый дом своеобразен. Средний - несколько выше боковых за счет мансардного этажа. Общие детали домов - карнизы с поясом из трехлопастных арочек, переплеты со стрельчатыми фрамугами и розетками, подвески в виде флеронов, крестоцветы... Бенуа... Его любимая готика.
Э
ти дома предназначались для летнего пребывания членов царской фамилии, иностранных гостей и высших придворных чинов.
Дальше, за домами - спрятанный со всех сторон за искусственной насыпью с липовыми аллеями Красный пруд. Если хотите, можно покататься на лодках, тем более, что здесь заканчивается готический город. Дальше начинается город барочный. Первые дома за прудом, Фрейлинские, - тоже Николай Бенуа, но это уже барокко, и мы не будем перебивать одну сказку другой. Средневековая сказка и наша прогулка по готическому городу закончились...

Вы не устали?..                                                                     на  главную страницу

Сайт управляется системой uCoz