РАЗГОВОР
С ХУДОЖНИКОМ, или ЧЕТЫРЕ КАРТИНЫ
МГЕРА ГАБРИЭЛЯНА
Художник Мгер Габриэлян живет в
Ереване. Правильнее будет сказать -
остается жить, потому что многие
представители сферы искусства
покинули страну. Большинство из них
уехали из Армении не из-за материальных
трудностей, хотя они, безусловно,
есть,
но, скорее, из-за невозможности
реализовать себя, из-за
невостребованности искусства в эти
тяжелые для страны годы.
Мгер Габриэлян
остался.
Мало сказать, что он - художник. Мгер, по
натуре, - борец. Это ощущается в каждой
фразе, когда он говорит об Армении.
Разделяя со своей страной ее судьбу,
он не допускает никаких слов
жалости ни в свой адрес, ни по отношению
к ней.
Несомненно, ему приходится чем-то
жертвовать. Своим творчеством,
например. Потому что, вероятно, уйма
времени уходит на выполнение
обязанностей, связанных с его
должностью президента Армянской
Федерации клубов ЮНЕСКО. Много важных,
интересных проектов в программе
Федерации, но не об этом будет идти
речь.
Мгер Габриэлян - художник, ибо это - его
состояние души. И он не может не писать.
Он оставался художником даже на войне.
И, конечно, он пишет сейчас.
Я хочу поделиться своими впечатлениями
от четырех его картин, присланных, по
моей просьбе, для нашего журнала.
Точнее - рассказать, как я “прочитала”
эти картины. Возможно, и для самого
художника мое видение его работ будет
неожиданным. Каждый воспринимает по-своему...
Для художника же, как мне кажется,
вообще характерна ситуация, когда,
выражая в картинах
свои чувства,
переживания, идеалы, он не выводит все
это для себя на сознательный уровень, а
работает на уровне подсознания.
И может
быть, прочитав мои размышления, Мгер
скажет: ”А, ведь, кажется,
действительно это я и хотел сказать...“
Назвать картину, о которой я расскажу
первой, художник доверил мне, хотя у нее
было условное название - “Прекрасные
странницы” (картина
входит в цикл “Странник”). Я назвала
картину “Вечное Возрождение”.
В этом названии, по меньшей мере, два
смысла. Один, неглавный, проявляется на
фоне ассоциаций с полотнами мастеров
эпохи Возрождения: арочные проемы в
стене и далее - голубая перспектива,
позы персонажей, светлая женская
фигура,
вызывающая в памяти любимые
образы Боттичелли... Вечные идеалы той
эпохи всегда будут служить для
художников,
как и для всех нас, образцом
и источником вдохновения.
Главный же смысл названия заключается
в сюжете картины, в котором мне видится
аллегория на тему судьбы Армении, ее
настоящего и будущего. Посмотрим
вместе...
Три персонажа. Один из них - лежащая на
ложе женщина... Ее лицо мертвенно бледно,
но глаза открыты. Она еще жива, хотя во
взгляде, устремленном в никуда, полная
отрешенность. Жизнь или смерть? Скорее,
ближе к смерти - этот ответ читается в
скорбной женской фигуре, помещенной в
центр картины...
Но совсем другой ответ дает третья
фигура. Она - самая главная. Посмотрите
внимательно (!) на этот светлый образ.
Посмотрите на лицо, на жест... Наверно
сам того не ведая, художник представил
нам в этой фигуре... женский образ
Христа(!) (да не возропщут на меня
глубоко верующие).
Христос, возвращающий
умирающую к жизни... Его (ее) протянутая
рука уже вернула “живой” цвет рукам
лежащей женщины. И обращенный за
помощью к небу лик светлой фигуры как
бы вбирает в себя и затем передает
через жест божественную силу, которая
нисходит на землю и возрождает
умирающую...
И пусть пылают стены отсветами пожаров
или взрывов. И пусть кто-то еще плачет в
ожидании предстоящего горя.
Но как светла и чиста вода, видимая
вдали!..
И скоро встанет умирающая и выйдет на
свет, за пределы этих кричащих от боли
стен. Это будет ее новое рождение... И в
который уже раз возродится Армения!
Мгер Габриэлян любит говорить: “Все
будет хорошо”. Он уверен в этом. Глядя
на эту картину, я верю ему.
Вторую картину назвал сам художник.
Назвал еще до ее рождения. Это “Планета
Лилит”.
Когда я ожидала
эту картину, я строила различные
предположения относительно сюжета,
настроения, персонажей, так как знала, что Лилит,
помимо прочего,
это имя супруги художника. То, что я
увидела, опрокинуло все мои построения.
Боясь обидеть художника, я все же
осторожно сказала ему о своем ощущении,
что на этой планете нет счастья. Мгер
ответил, что не знает, что такое счастье.
И тогда я поняла, что эта картина тоже
об Армении! И что слово “счастье” мы
воспринимаем по-разному. Для Мгера
Габриэляна понятие “счастье” не
отделимо
от понятия “родина”. Потому
такая “трагическая” земля на планете
Лилит, потому
печаль и потерянность в
лице Лилит, которая, кажется, не
чувствует себя хозяйкой
на этой
планете. И все же, и все же...
Обратите
внимание, сколько места на картине
занимает вода (а, ведь, это только
фрагмент). Каким
богатством нежных оттенков одарил ее
художник! Достаточно даже немного
знать армян, чтобы уловить, что в их
отношении к воде есть что-то священное.
Эта
планета создана для счастья! И оно
придет на эту землю... Смотрите, как
высоко держит голову Лилит,
и расправлены ее плечи, как,
ничуть не склоняясь, идет она навстречу
ветру.
“Все будет хорошо...” Мы тоже верим,
Мгер.
Следующая картина
имеет даже два
названия: “Дева с
младенцем”, или “Бегство” (из цикла “Странник”)
.
Она очень красива, Дева Мгера
Габриэляна. Но ее красота
воспринимается не в рамках какой-либо
эстетики.
Эта Дева вызывает
благоговение...
Наверно, потому художник наделил ее
такой красотой, что она - Мать,
а в
иерархии ценностей Мгера Габриэляна
Мать, как и Родина, находится на высшей
ступеньке.
Если к картине приписывать каждое из
двух названий по отдельности, то смысл
ее, как мне кажется, будет раскрываться
не совсем полно, а возможно, даже чуть
исказится.
“Дева с младенцем” - звучит очень
возвышенно, но и задает традиционное
восприятие Матери как родительницы
Сына Божьего - Того, кто был рожден,
чтобы принести себя в жертву во имя
Человечества. Здесь же, на картине, Дева
вовсе не старается показать младенца, а,
напротив, прячет его, заслоняя собой. А
это уже совсем другой смысл.
“Бегство” - предельно ясно
обозначенная, приземленная ситуация...
Но почему же тогда такое ощутимое
отсутствие суеты? пусть, и траурное, но
величественное спокойствие?
божественное благородство позы?
Только вместе два названия картины
объясняют ее суть.
И опять я не могу не
произнести слово “Армения”...
За свою многовековую историю эта
страна не раз переживала вынужденный
уход ее детей с родимых мест. И было
множество жертв на этой земле... Вот
почему Дева Мгера Габриэляна закрывает
от чужих взоров своего сына - она ни за
что не будет жертвовать им. Мать, как и
Родина, дорожит своими детьми, каждым -
как единственным. И если жертва будет
неизбежна, она пожертвует собой.
Прекрасная Дева, прекрасная страна... В
отношении этой картины художник не
согласился принять мое предложение
объединить два названия в одно. Мой
вариант был “Армянская Мадонна”. Мгер
сказал, что “Армянская Мадонна” -
это
должен быть гимн... И может быть, он
когда-нибудь “дорастет”, “наберется
мудрости”, чтобы написать его.
Я приняла возражение, но подумала, что
совсем не недостаток мудрости мешает
художнику реализовать эту идею сегодня.
Просто Мгер - кровная частица Армении, а
ей сегодня не до гимнов.
Кругом горы работы, которую нужно сделать,
чтобы “возродиться”. Но я верю, что пройдет не так много
времени, и рука художника, ведомая его
подсознанием, напишет картину, которую
он сам захочет назвать “Армянская
Мадонна”. Так будет! Правда, Мгер!
И последняя
картина. Она особенная... Она так
притягивает, что от нее трудно
оторваться. Притягивает своим
целомудрием.
Художник не подобрал названия к этой
работе. Он предложил сделать это мне. Я
нашла. Но не скажу сразу. Давайте
вместе порассуждаем, о чем картина.
Мужчина и Женщина... Адам и Ева? Рай? Вон
оно, “то самое” яблочко...
Нет, это совсем не важно. Важно, что это
Он и Она. Что это два человека, которые
впервые “УВИДЕЛИ” друг друга.
У Вас не возникает ощущения, что Вы,
зритель, тут лишний?
Что, разглядывая
картину, Вы чем-то нарушаете ту
звенящую тишину,
которая установилась
сейчас, в этот миг, когда эти Двое вдруг
поняли что-то очень важное. Может быть,
они и прежде были вместе,
но не “видели”...
А может, это первая встреча, нет - просто
Встреча,
когда Он и Она с одного взгляда
понимают, что нашли свое отражение.
Помните, в фильме Параджанова “Цвет граната”: “Мы
ищем себя в каждом другом”.
У Мгера Габриэляна эти Двое, кажется,
нашли...
Это приходит как
ОТКРОВЕНИЕ.
Так я и назвала картину.
Мгер принял.
Без объяснений.
На
этом можно было бы и завершить мой
рассказ, но наш разговор с художником
не закончился. Мгер открыл мне, что эта
картина ему очень нужна. Так говорят
про что-то дорогое, любимое... Любимая
картина художника - это, как правило,
зеркало, в котором отражается он сам:
его мироощущение, ценности, стремления.
Если это знать, то начинаешь по-другому
смотреть на картину. Начинаешь не
просто замечать в ней больше деталей,
но пытаешься воспринять их как символы.
Как
Вы думаете, это действительно Рай?
Может быть, и так. Но отчего же он такой
небезмятежный? Где райские кущи, в
которых должны петь райские же птицы? И
что это там, под ногами персонажей,
напоминающее языки пламени? Зачем
перед мужчиной лежит белый шар? Наверно,
у Мгера есть объяснение. Но допускаю,
что может и не быть. Что, на самом деле,
Кто-то свыше водил его рукой,
предоставляя нам, как и ему самому,
объяснять присутствие (или отсутствие)
каких-либо предметов и их
символическое значение.
Если
это принять, то станет ясным, что
картина не только о встрече двух людей.
Да, она о любви, но о любви большей, чем
между мужчиной и женщиной. Эта картина
о Любви, которая делает оправданной
Надежду, которая укрепляет Веру, давая
силы двигать горы и творить чудеса. О
Любви, ради которой стоит жить и быть
готовым идти на жертвы.
Вы
слышите любимую фразу Мгеру?..
Всмотритесь в картину. Вы услышите!
Ведь, это ОТКРОВЕНИЕ, а значит, здесь
сам Мгер - борец и художник, воспевающий
Веру, Надежду и Любовь...
ПОСЛЕСЛОВИЕ (для тех, кто любит чудеса)
Если вы внимательно приглядывались к
картинам Мгера Габриэляна, то должны
были отметить необычность техники
исполнения его работ. Она
действительно особая, придуманная
самим художником. Я не буду выдавать
секретов Мгера.
Наоборот,
я хочу совсем заинтриговать вас,
сообщив, что краски на картине обладают
способностью МЕНЯТЬ СВОИ ЦВЕТА В
ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕМЕНИ СУТОК И ВРЕМЕНИ
ГОДА.
Не верите? Посмотрите...
на главную страницу
|