РАЗГОВОР С ХУДОЖНИКОМ, или ЧЕТЫРЕ КАРТИНЫ МГЕРА ГАБРИЭЛЯНА

  Художник Мгер Габриэлян живет в Ереване. Правильнее будет сказать - остается жить, потому что многие представители сферы искусства покинули страну. Большинство из них уехали из Армении не из-за материальных трудностей, хотя они, безусловно,
 есть, но, скорее, из-за невозможности реализовать себя, из-за невостребованности искусства в эти тяжелые для страны годы. 
Мгер Габриэлян остался.
Мало сказать, что он - художник. Мгер, по натуре, - борец. Это ощущается в каждой фразе, когда он говорит об Армении.
 Разделяя со своей страной ее судьбу,   он не допускает никаких слов жалости ни в свой адрес, ни по отношению к ней.
Несомненно, ему приходится чем-то жертвовать. Своим творчеством, например. Потому что, вероятно, уйма времени уходит на выполнение обязанностей, связанных с его должностью президента Армянской Федерации клубов ЮНЕСКО. Много важных,
 интересных проектов в программе  Федерации, но не об этом будет идти речь.
Мгер Габриэлян - художник, ибо это - его состояние души. И он не может не писать. Он оставался художником даже на войне. 
И, конечно, он пишет сейчас.
Я хочу поделиться своими впечатлениями от четырех его картин, присланных, по моей просьбе, для нашего журнала. 
Точнее - рассказать, как я “прочитала” эти картины. Возможно, и для самого художника мое видение его работ будет неожиданным. Каждый воспринимает по-своему... Для художника же, как мне кажется, вообще характерна ситуация, когда, выражая в картинах 
свои чувства, переживания, идеалы, он не выводит все это для себя на сознательный уровень, а работает на уровне подсознания.
 И может быть, прочитав мои размышления, Мгер скажет: ”А, ведь, кажется, действительно это я и хотел сказать...“

Назвать картину, о которой я расскажу первой, художник доверил мне, хотя у нее было условное название - “Прекрасные странницы”  (картина входит в цикл “Странник”). Я назвала картину “Вечное Возрождение”.

В этом названии, по меньшей мере, два смысла. Один, неглавный, проявляется на фоне ассоциаций с полотнами мастеров
 эпохи Возрождения: арочные проемы в стене и далее - голубая перспектива, позы персонажей, светлая женская фигура, 
вызывающая в памяти любимые образы Боттичелли... Вечные идеалы той эпохи всегда будут служить для художников, 
как и для всех нас, образцом и источником вдохновения.               

Главный же смысл названия заключается в сюжете картины, в котором мне видится аллегория на тему судьбы Армении, ее настоящего и будущего. Посмотрим вместе...
Три персонажа. Один из них - лежащая на ложе женщина... Ее лицо мертвенно бледно, но глаза открыты. Она еще жива, хотя во взгляде, устремленном в никуда, полная отрешенность. Жизнь или смерть? Скорее, ближе к смерти - этот ответ читается в скорбной женской фигуре, помещенной в центр картины...
Но совсем другой ответ дает третья фигура. Она - самая главная. Посмотрите внимательно (!) на этот светлый образ. Посмотрите на лицо, на жест... Наверно сам того не ведая, художник представил нам в этой фигуре... женский образ Христа(!) (да не возропщут на меня глубоко верующие).
     Христос, возвращающий умирающую к жизни... Его (ее) протянутая рука уже вернула “живой” цвет рукам лежащей женщины. И обращенный за помощью к небу лик светлой фигуры как бы вбирает в себя и затем передает через жест божественную силу, которая нисходит на землю и возрождает умирающую...
И пусть пылают стены отсветами пожаров или взрывов. И пусть кто-то еще плачет в ожидании предстоящего горя.
Но как светла и чиста вода, видимая вдали!..
И скоро встанет умирающая и выйдет на свет, за пределы этих кричащих от боли стен. Это будет ее новое рождение... И в который уже раз возродится Армения!
                Мгер Габриэлян любит говорить: “Все будет хорошо”. Он уверен в этом. Глядя на эту картину, я верю ему.

Вторую картину назвал сам художник. Назвал еще до ее рождения. Это “Планета Лилит”.

Когда я ожидала эту картину, я строила различные предположения относительно сюжета, настроения, персонажей, так как знала, что Лилит, помимо прочего, 
 это имя супруги художника. То, что я увидела, опрокинуло все мои построения. 
Боясь обидеть художника, я все же осторожно сказала ему о своем ощущении, 
что на этой планете нет счастья. Мгер ответил, что не знает, что такое счастье.
И тогда я поняла, что эта картина тоже об Армении! И что слово “счастье” мы
 воспринимаем по-разному. Для Мгера Габриэляна понятие “счастье” не отделимо 
от понятия “родина”. Потому такая “трагическая” земля на планете Лилит, потому
 печаль и потерянность в лице Лилит, которая, кажется, не чувствует себя хозяйкой 
на этой планете. И все же, и все же...
        Обратите внимание, сколько места на картине занимает вода (а, ведь, это только фрагмент).  Каким богатством нежных оттенков одарил ее художник! Достаточно даже немного знать армян, чтобы уловить, что в их отношении к воде есть что-то священное.
           Эта планета создана для счастья! И оно придет на эту землю... Смотрите, как
 высоко держит голову Лилит,
   и расправлены ее плечи, как, ничуть не склоняясь, идет она навстречу ветру.

“Все будет хорошо...” Мы тоже верим, Мгер.  

Следующая картина имеет даже два
 названия: “Дева с младенцем”, или “Бегство” (из цикла “Странник”) .  

Она очень красива, Дева Мгера Габриэляна. Но ее красота воспринимается не в рамках какой-либо эстетики. 

Эта Дева вызывает благоговение... Наверно, потому художник наделил ее такой красотой, что она - Мать, 
а в иерархии ценностей Мгера Габриэляна Мать, как и Родина, находится на высшей ступеньке.
Если к картине приписывать каждое из двух названий по отдельности, то смысл ее, как мне кажется, будет раскрываться не совсем полно, а возможно, даже чуть исказится.

“Дева с младенцем” - звучит очень возвышенно, но и задает традиционное восприятие Матери как родительницы Сына Божьего - Того, кто был рожден, чтобы принести себя в жертву во имя Человечества. Здесь же, на картине, Дева вовсе не старается показать младенца, а, напротив, прячет его, заслоняя собой. А это уже совсем другой смысл.  

“Бегство” - предельно ясно обозначенная, приземленная ситуация... Но почему же тогда такое ощутимое отсутствие суеты? пусть, и траурное, но величественное спокойствие? божественное благородство позы?

Только вместе два названия картины объясняют ее суть.
           И опять я не могу не произнести слово “Армения”...

За свою многовековую историю эта страна не раз переживала вынужденный уход ее детей с родимых мест. И было множество жертв на этой земле... Вот почему Дева Мгера Габриэляна закрывает от чужих взоров своего сына - она ни за что не будет жертвовать им. Мать, как и Родина, дорожит своими детьми, каждым - как единственным. И если жертва будет неизбежна, она пожертвует собой.  
          Прекрасная Дева, прекрасная страна... В отношении этой картины художник не согласился принять мое предложение
 объединить два названия в одно. Мой вариант был “Армянская Мадонна”. Мгер сказал, что “Армянская Мадонна” - 
это должен быть гимн... И может быть, он когда-нибудь “дорастет”, “наберется мудрости”, чтобы написать его.

Я приняла возражение, но подумала, что совсем не недостаток мудрости мешает художнику реализовать эту идею сегодня.                         Просто Мгер - кровная частица Армении, а ей сегодня не до гимнов.
                         Кругом горы работы, которую нужно сделать, чтобы “возродиться”.   Но я верю, что пройдет не так много времени, и рука художника, ведомая его подсознанием, напишет картину, которую он сам захочет назвать “Армянская Мадонна”. Так будет! Правда, Мгер!

И последняя картина. Она особенная... Она так притягивает, что от нее трудно оторваться. Притягивает своим целомудрием.

Художник не подобрал названия к этой работе. Он предложил сделать это мне. Я нашла. Но не скажу сразу. Давайте вместе порассуждаем, о чем картина.
                   Мужчина и Женщина... Адам и Ева? Рай? Вон оно, “то самое” яблочко...
Нет, это совсем не важно. Важно, что это Он и Она. Что это два человека, которые впервые
УВИДЕЛИ” друг друга.

У Вас не возникает ощущения, что Вы, зритель, тут лишний?
 Что, разглядывая картину, Вы чем-то нарушаете ту звенящую тишину, 
которая установилась сейчас, в этот миг, когда эти Двое вдруг
 поняли что-то очень важное. Может быть, они и прежде были вместе, 
но не “видели”...

А может, это первая встреча, нет - просто Встреча,
 когда Он и Она с одного взгляда понимают, что нашли свое отражение. Помните, в фильме Параджанова “Цвет граната”: “Мы ищем себя в каждом другом”.
 У Мгера Габриэляна эти Двое, кажется, нашли...

Это приходит как ОТКРОВЕНИЕ.
                    Так я и назвала картину. 
                     Мгер принял. Без объяснений.  

На этом можно было бы и завершить мой рассказ, но наш разговор с художником не закончился. Мгер открыл мне, что эта картина ему очень нужна. Так говорят про что-то дорогое, любимое... Любимая картина художника - это, как правило, зеркало, в котором отражается он сам: его мироощущение, ценности, стремления. Если это знать, то начинаешь по-другому смотреть на картину. Начинаешь не просто замечать в ней больше деталей, но пытаешься воспринять их как символы.

Как Вы думаете, это действительно Рай? Может быть, и так. Но отчего же он такой небезмятежный? Где райские кущи, в которых должны петь райские же птицы? И что это там, под ногами персонажей, напоминающее языки пламени? Зачем перед мужчиной лежит белый шар? Наверно, у Мгера есть объяснение. Но допускаю, что может и не быть. Что, на самом деле, Кто-то свыше  водил его рукой, предоставляя нам, как и ему самому, объяснять присутствие (или отсутствие) каких-либо предметов и их символическое значение.

Если это принять, то станет ясным, что картина не только о встрече двух людей. Да, она о любви, но о любви большей, чем между мужчиной и женщиной. Эта картина о Любви, которая делает оправданной Надежду, которая укрепляет Веру, давая силы двигать горы и творить чудеса. О Любви, ради которой стоит жить и быть готовым идти на жертвы.

Вы слышите любимую фразу Мгеру?.. Всмотритесь в картину. Вы услышите! Ведь, это ОТКРОВЕНИЕ, а значит, здесь сам Мгер - борец и художник, воспевающий Веру, Надежду и Любовь... 

ПОСЛЕСЛОВИЕ (для тех, кто любит чудеса)

Если вы внимательно приглядывались к картинам Мгера Габриэляна, то должны были отметить необычность техники 
исполнения его работ. Она действительно особая, придуманная самим художником. Я не буду выдавать секретов Мгера.
 
Наоборот, я хочу совсем заинтриговать вас, сообщив, что краски на картине обладают способностью МЕНЯТЬ СВОИ ЦВЕТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕМЕНИ СУТОК И ВРЕМЕНИ ГОДА. Не верите? Посмотрите...         

                                                                                             

             

 

           

                                                                                                   на главную страницу                                                  

          

   

Сайт управляется системой uCoz