ФАНАТИЗМ:

продолжение разговора 

Сегодня в России наверняка найдется немало людей, к кому на улицах родного города мягко обращались улыбающиеся леди или джентльмены (обычно они появляются парами), начиная обычно так: «Молодой человек /Девушка/, можно задать вам один вопрос?». И при утвердительном ответе уже через минуту вежливого разговора приглашали на какое-нибудь собрание истинно верующих - с горячими заверениями в последующем очищении, а далее – и непременном спасении бессмертной души. А кто не видел кадры с рушащимися небоскребами в Америке и взорванными жилыми зданиями в пределах собственной отчизны? Каждому разумному человеку понятно, что все это – разновидности одного и того же явления. Явления, имя которому – фанатизм. Что лежит в основе фанатизма? Как с ним бороться? Это представляют себе очень и очень немногие. А потому интересно познакомиться с мнением людей, кто профессионально занимается поиском ответов на эти вопросы. Бранский Владимир Павлович, профессор философского факультета СПб Гос Университета, руководитель Санкт-Петербургского городского семинара по социальной синергетике, проводит подробный анализ данной проблемы с позиции концепции синергетического историзма. Предлагаем вашему вниманию его рассуждения. 

ФАНАТИЗМ В СВЕТЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

 Фанатизм – не есть нечто, в медицинском смысле, патологическое. Это вполне закономерное социальное явление, которое заключается, кратко говоря, в преданности какому-то идеалу. Но важно подчеркнуть - не какому угодно идеалу, а экстремистскому. Что такое идеал? Идеал есть предельное представление о реальности. То есть представление не о том, какая эта реальность есть безотносительно нас, а о том, какой она должна быть в соответствии с нашими желаниями. А потому оказывается, что ключевая проблема – это проблема соотношения идеала и истины. Истина же – есть соответствие знания объекту. Объекту, а не субъекту, его желаниям, как это имеет место в случае идеала. Таким образом, идеал является, в определенной мере, искажением истины, ее деформацией. И вопрос теперь уже состоит в том, во имя какого желания эта деформация осуществляется. Идеалы бывают экстремистскими и оптималистскими, т. е. избегающими экстремизма. Экстремистские идеалы, в свою очередь, делятся на два главных вида: тоталитарные и анархические. Так показывает история. Суть тоталитарного идеала состоит в том, что он возводит в культ порядок, определенную форму социального порядка. В качестве классических примеров можно указать коммунистический и нацистский идеалы. Режим власти, ориентированный на такой идеал, пытается заставить всех принять единое представление о порядке. Следует помнить, что существуют не только светские, но и религиозные тоталитарные идеалы – соотносящиеся с конкретными религиями. Например, исламский фундаментализм. Таким же тоталитарным был, по крайней мере, в Средние века, в эпоху крестовых походов, и христианский идеал. Так было и в 16-ом веке, в эпоху реформации, когда насильно навязывался католический идеал, и жестоко подавлялись инакомыслящие. Надо упомянуть еще одну важнейшую особенность, относящуюся к обоим из названных типов экстремистских идеалов – их носители отказываются от всякого критического анализа своих действий. Тут следует коснуться ряда понятий, связанных с этой особенностью. Первое из них – вера. Вера в идеал выражает определенное отношение к нему. Вера может быть идеологической либо научной. Научная вера – это такое психическое состояние человека, когда он верит в истинность какой-то гипотезы, однако для доказательства этой истинности у него нет полной информации. Эта вера связана с неполнотой достоверной информации о явлении и оказывается одним из основных побуждающих мотивов к поиску недостающих данных. Здесь также есть классические примеры. В 1865 году Максвелл на основе собственных расчетов предсказал существование радиоволн. Однако же реально они были зафиксированы на опыте лишь много лет спустя. Японский физик Юкава до конца собственной жизни верил в существование промежуточных бозонов – переносчиков слабого взаимодействия между частицами в микромире. Предсказал он их в 1953 году, а открыты они были лишь в 1983, через два года после его смерти. Научная вера – это вера в истину. В истину, а не в идеал. Идеологическая же вера в отличие от этого, не связана с неполнотой информации. Она соотнесена с отсутствием последней. Однако прежде всего она связана с желанием. Не со знанием об объекте, а с желанием видеть его таким, каким хочет того субъект. Это качественно другой тип веры, нежели научная. Поэтому одна из самых серьезных ошибок – это рассуждение о вере «вообще». Идеологическая вера связана с таким психологическим состоянием человека, когда он не только знает какой -то идеал: в чем он состоит, какие его требования, но и считает для себя необходимым реализовать этот идеал, воплотить его в жизнь. И что самое важное – готов пойти на жертвы ради его воплощения. Сила веры проверяется жертвой. Оказывается, вера и жертва – два важных понятия, которые так же неразрывно связаны с понятием идеала, как знание и эксперимент – с истиной. Чтобы доказать истинность знания, нам нужен ряд возможно более полно повторяющих друг друга экспериментов – для минимизации возможной ошибки. Причем экспериментов, произведенных на основе уже достигнутого уровня знаний, базирующихся на гораздо более обширном фундаменте более ранних опытов. Для идеала же принципиальную роль играет вера. А степень убежденности в соответствии веры собственным желаниям, сила веры и демонстрируется масштабом жертвы. Одно дело – человек готов пожертвовать своей свободой. Другое – своим здоровьем. Иное же дело – жизнью. Ясно – чем сильнее идеологическая вера, тем на большие жертвы человек готов ради нее пойти. Вплоть до того, что он оказывается способен миллионы людей принести в жертву во имя своего идеала, если убежден, что это для благо всех. И нельзя не вспомнить об известном «Трагическом Трио», демонстрирующим данную картину: Герой, Великий Инквизитор, Камикадзе. Герой – это человек, который фанатически верит в какой-то идеал и готов себя принести в жертву во имя этого идеала: свою свободу, здоровье или даже жизнь. Великий Инквизитор во имя собственного идеала склонен приносить в жертву других, не считаясь ни с какими потерями. Властители тоталитарных государств, лидеры тоталитарных группировок, в том числе и тоталитарных религий, как раз и являются представителями класса подобных «Великих Инквизиторов». И, наконец, Камикадзе. Это – своего рода синтез двух предыдущих представителей, ибо он приносит в жертву идеалу и себя, и других. Примеры хорошо известны: японские камикадзе в период Второй Мировой войны, а также арабские камикадзе в наше время. Здесь особенно ясно видно, что рассматриваемая форма фанатизма связана с глубокой идеологической установкой, а не является следствием того, что человек психически расстроен, глуп или чего-то не знает. Он руководствуется некоторой психологической установкой, идеалом как определенным предельным представлением. Наконец, надо определиться с еще одним ключевым понятием –ценность. Ценность – есть результат воплощения идеала в жизни, причем в той степени, которая возможна на настоящий момент. Не являясь абсолютным воплощением идеала, она способна в определенной, доступной мере отражать какие-либо его свойства. Таким образом, ценность – это всегда единство материального и идеального. Не бывает ни чисто материальных, ни чисто идеальных ценностей. Здесь можно вспомнить известное изречение Гегеля: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». Оказывается, то же самое распространяется и на ценности. Когда говорят, что огромной ценностью является добро-«вообще», то это не более чем иллюзия, поскольку добром являются только конкретные добрые поступки. А потому даже самые убедительные рассуждения о добре-«вообще» тех, кто сам на совершение подобных поступков не способен, увы, оказываются не более чем образцом схоластики и безответственности. Еще примеры: деньги–«вообще» – это не ценность, только конкретные деньги. Красота–«вообще» – также. Только – конкретные проявления красоты. И это надо иметь в виду. Только на этом этапе мы подходим к такому обязательному для затронутой сути вопроса понятию, как идеология. Если мы откроем любой справочник, любую энциклопедию, то обнаружим, что там идеология определяется просто как учение о каких-либо социально-политических идеях. Так уж, увы, повелось еще с начала девятнадцатого века, с эпохи Наполеона. На самом деле, идеология – это не просто учение о каких-то идеях. Это учение именно об идеале, о тех нормативах, требованиях, которые с ним связаны и которым надо следовать, чтобы воплотить его в жизни. А также о тех жертвах, которые для этого нужно принести. Поэтому, вообще говоря, было бы правильнее говорить «идеалогия», а не «идеология». Идеология, в строгом смысле этого слова, именно как учение об идеалах, отнюдь не связана с отрывом от жизни. Это учение подчас имеет даже зловещую связь с практикой. В том смысле, что побуждает к воплощению тех агрессивных требований, которые идеал выдвигает. Тем самым идеология включает в себя учение об идеале, о тех нормативах, которые с ним связаны, а также об определенном отношении к идеалу - иначе говоря, о вере, идеологической вере в него. Как мы уже говорили, тоталитарные идеалы основаны на культе порядка. Порядок, конечно, дело хорошее, без него жить нельзя, однако пониматься он может по-разному. Нельзя возводить его в культ, обожествлять его, в широком смысле слова. Поэтому, с данной точки зрения, наиболее общее определение тоталитаризма – это и есть возведение порядка в культ и использование для этого государства. И многие проявления фанатизма здесь, таким образом, связаны еще и со стремлением поставить государство на службу такому вот фанатическому воплощению порядка в реальности. Классические образцы, как отмечалось, – это политика коммунистических, а также нацистских лидеров. Главная суть коммунистического идеала – стремление превратить человечество в идеальное бесклассовое общество и вера в возможность построения его в конечный исторический срок. Подобное Светлое Будущее считалось высшим проявлением добра на Земле, и во имя этого любые жертвы могли быть оправданы. А потому такие нормативы, как ликвидация социального и имущественного неравенства, а также – Мировая Революция («Пролетарии всех стран – соединяйтесь»), казались вполне естественными. Суть же нацистского идеала заключалась в вере в возможность введения нового расового порядка, также в масштабах всего Земного шара, и превращения человечества теперь уже не в идеальное бесклассовое, как это было в случае коммунистического идеала, а идеальное расовое общество. Об этом же свидетельствует и известное заявление Гитлера в книге “Моя борьба ”: «Каждая капля пролитой крови окупится тысячу раз». Таким образом, это – еще один пример. Ну и, наконец, еще раз упомянем, что тоталитарный идеал может быть не только светским, но и религиозным. Он может быть и в христианской, и в мусульманской, и в буддистской, и в иных формах. Это – особый вопрос, он связан с соотношением понятия идеала– «вообще» и религиозного идеала. Теперь, все-таки, вернемся к началу разговора. Помимо тоталитарного типа идеала, существует еще один тип экстремистских идеалов. Это – анархический идеал, который возводит в культ не порядок, а свободу. Но свобода обязательно связана с беспорядком. Таким образом, свобода и порядок – это две полярные противоположности. Или же, как мы еще говорим, свобода и ответственность. Ведь ответственность – это некий закон, правило действий. И вот здесь наиболее ярко проявляется знаменитая синергетическая дилемма – вопрос о соотношении порядка и беспорядка в мире, связанная, в конечном счете, с современной синергетикой, основанной на принципах и закономерностях термодинамики открытых систем, которые, как оказалось, находят свое отражение и в законах существования всего человеческого общества в целом. Оказывается, анархические идеалы как антиподы тоталитарных, отражают иную крайность – не порядок, а беспорядок. А потому, стремясь к абсолютной свободе, возводят в культ не что иное, как безответственный произвол, в соответствии с которым можно делать все, что угодно, не считаясь с интересами других. Анархизм имеет такую же длинную историю, как и тоталитаризм. И общей чертой как того, так и другого, является отказ от самокритики. А это, как известно, прямой путь к самым трагическим, тяжелейшим последствиям. Полная концентрация усилий на борьбе только с одной крайностью естественным образом приводит к крайности противоположной, не менее страшной, чем исходный объект борьбы. И положение тем более опасно, чем большее количество людей, большее количество фанатиков вовлечено в этот процесс. Односторонний культ свободы не менее опасен, чем односторонний культ порядка. Дело в том, что абсолютная свобода – это такой же нонсенс, как и абсолютный порядок по той простой причине, что реальная действительность всегда является синтезом, в той или иной пропорции, порядка и беспорядка. И это четко видно в теории самоорганизации любых систем, в синергетике. Более того, оказывается, что прогресс и в природе, и в обществе нельзя рассматривать так, как он когда-то рассматривался даже в первой половине двадцатого века. Было два основных критерия прогресса. Первый – это переход от одного порядка к другому, а именно – от более простого к более сложному. Так, например, полагал Огюст Конт, известный основоположник позитивизма, французский философ девятнадцатого века. То же самое считали и марксисты, и Гегель, и многие другие. Но вместе с тем была и альтернативная точка зрения, что критерий прогресса есть рост степени свободы. Уже Гегель выдвигал в свое время такую идею, что разные степени увеличения масштабов свободы – это критерий прогресса. Этого же взгляда придерживался и Герберт Спенсер, известный английский философ девятнадцатого века. Однако же, если мы подойдем к этому вопросу с позиции синергетического историзма, по сути дела, новой философии истории, то окажется, что подлинный критерий прогресса, соответствующий реальности, - это рост степени синтеза порядка и свободы, обусловленный стремлением системы в данных условиях к максимальной устойчивости. Такому синтезу соответствует либеральный идеал. Он требует и свободы, и ответственности, причем свобода здесь понимается не как абсолютная, а как относительная. Иначе говоря, на нее накладываются определенные ограничения, связанные с моральными и юридическими нормами. Характер синтеза свободы и порядка эволюционирует. Таким образом, возможно существование и различных форм либерализма. Но, в любом случае, именно либеральный идеал является той самой золотой серединой, что позволяет избежать крена и в сторону тоталитаризма, и в сторону анархизма. В нашем обществе сейчас, несомненно, имеется наибольший крен именно в сторону анархизма. И это понятно – длительное время у нас была тоталитарная система, и борьба с ней, естественно, привела к противоположному крену. В настоящее время масштабы свободы достигли таких величин, что можно любые невежественные вещи свободно публиковать, и в этом мы «превосходим» многие западные демократии. В этом смысле даже Соединенные Штаты и Франция – отнюдь не свободные страны по сравнению с нами. Можно сказать, таким образом, что у нас – анархическая демократия. В данном отношении нужны, конечно, определенные корректировки. Что, однако, не исключает необходимости держать порох сухим, чтобы под предлогом борьбы с анархией не было возврата к новой форме тоталитаризма. В подобной ситуации всегда существует такая опасность. Другой вопрос заключается в том, что наша либеральная идеология не должна оказаться простым переносом западной либеральной идеологии. Надо учитывать и специфику, и менталитет российского народа, российского общества, его историю и традиции. И десятилетний опыт показал, что попытка переноса этого западного либерального идеала без всяких корректировок и уточнений привела ко множеству весьма негативных явлений, которые могут теперь создать угрозу возникновения нового тоталитарного режима, явиться основой для ряда новых тоталитарных поползновений. Поэтому надо пытаться осознавать, развивать свои представления о том, что же такое либеральный идеал с российской спецификой. И есть литература, где этот вопрос обсуждается, и формирование этого идеала еще не закончено. Однако же принцип индивидуальности и высокое значение свободы как базы для творчества должны быть отражены в нем в полной мере, поскольку при удушении свободы не может быть создано ничего принципиально нового. Несомненно, свобода – это великое благо. Но это не свидетельствует о том, что свобода должна быть абсолютной. Поэтому те, кто просто повторяют высказывания ряда западных философов, таких, как Сартр, Камю, что свобода – либо абсолютная, либо ее вообще нет, безусловно глубоко заблуждаются. Такие высказывания, кстати говоря, особенно характерны для современного деконструктивизма, получившего сейчас широкое распространение на Западе в англо-американском мире, а также в Западной Европе на основе французской философии. Идеология деконструктивизма отрицает все три кита, на которых основана классическая философия – Реальность, Истину и Идеал. Деконструктивисты исповедуют разрушение всех фундаментальных понятий как выражение абсолютной свободы. Суть их философии заключается в том, что реальность они заменяют текстом, истину – интерпретацией текста, а идеалом считают абсолютную свободу интерпретации текста, понимаемую именно как безответственный произвол. И эта философия, которая является базой как раз анархического экстремистского идеала, может привести к не менее опасным последствиям, чем тоталитарные экстремистские идеалы, о которых мы уже говорили и которые хорошо известны. Как видим, в настоящее время имеется двойная угроза: и от тоталитаризма, и от анархизма, впрочем, как и в древности, в Древней Греции, где предшественниками философского анархизма были киники (в частности, Диоген Синопский), а основоположниками философского тоталитаризма оказался Платон. Последнее, что здесь надо было бы отметить, - это вопрос о соотношении науки и идеологии. Как уже говорилось ранее, в основе науки лежит истина, а в основе идеологии – идеал. Нельзя поэтому редуцировать, пытаться свести, ни науку к идеологии, ни идеологию к науке. Но надо иметь в виду, что наука сама по себе не раскрывает смысл истории и смысл индивидуальной жизни – хотя бы даже в понимании их конечной цели. Ответ на это пытается дать идеология. Однако как она это делает – можно понять только с помощью науки. Поэтому конечная мораль заключается в том, что и религиозный, и какой бы то ни было иной идеал, являются только частными случаями идеала вообще. И религиозная вера – частный случай идеологической веры. Специфика религиозного идеала, в отличие от нерелигиозного, заключается в том, что он приписывает себе сверхъестественное происхождение, необъяснимое научными методами. И с этой точки зрения необходимо отметить, что основным орудием либерального идеала в реальном устройстве мира, т. е. как раз синтеза свободы и порядка, является, безусловно, научное мировоззрение, которое опирается на принцип детерминизма и принцип рациональности. Таким образом, и крен к субъективизму, и крен к мистицизму не могут быть согласованы с научным мировоззрением. И в этом отношении основной метод борьбы с экстремизмом, а в конечном итоге, и с фанатизмом, должен заключаться в государственной поддержке либерального идеала с российской спецификой в совокупности с поддержкой научного мировоззрения и его пропагандой, начиная с уровня средней школы. А потому любой крен в сторону клерикализма, т. е. отказ от принципа отделения церкви от государства и государственной школы от церкви, совершенно недопустим, ибо это не совместимо с научным мировоззрением. Хотя свобода деятельности, в том числе и религиозных организаций, если она не приобретает тоталитарного характера, вполне естественно, должна поддерживаться, ибо подлинная демократия предполагает свободу для разных идеологических установок, кроме экстремистских. Однако надо иметь в виду, что вопрос об определении экстремизма требует дальнейшей научной разработки, что этот вопрос не такой простой, и без дальнейших его исследований многое еще будет неясно. Но для этого мы должны всячески учитывать важность той новой философии истории, которая возникла в конце двадцатого века, т. е. концепции синергетического историзма. Она является лучшей базой для строгой научной критики любых форм экстремизма.                 
                                                                       На главную страницу

 

Сайт управляется системой uCoz