КАК НАУЧИТЬСЯ ВИДЕТЬ”... 


 
Вам, конечно, знакомо  выражение “абсолютный слух”? Это, разумеется, о музыкальных способностях.
  Но почему-то никто не говорит “абсолютное зрение” - о художественном видении мира. Впрочем,
нетрудно понять, почему. Ведь,  если в музыке этот “абсолют” четко обозначен, и относительно него
 легко измерять степень природной одаренности человека, то в сфере изобразительного искусства нет       
и не может быть “планки”, до которой следовало бы подняться, чтобы иметь право называться 
“художник”.  
Иметь развитое художественное зрение необходимо не только художнику, но каждому из нас,
если мы хотим ежедневно получать радость от мира, в котором пребываем. Кому-то богатство такого
 зрения подарено природой, но большинству все же необходимо учиться - учиться “видеть”. Если
 научимся, будем вознаграждены открытием Красоты, даруемой нам природой или являющейся 
творением  человеческих рук. И надо-то для этого совсем немного - быть чуть внимательнее к 
тому, что окружает нас. Не принимать на веру, что листья на деревьях - зеленые, а снег - белый, 
что росинка - это бесцветная капля воды.  
   Мы привыкли ассоциировать утреннюю или вечернюю зарю с желто-красной гаммой красок,
а я видела однажды зимой, поздним вечером, изумрудное небо - там, в западной его части, где 
 
исчезали последние лучи солнца. Это был большой “кусок” неба... И хотя сильный мороз торопил
 меня к дому, я замерла на месте, когда увидела эту картину, которую хотелось взять "в рамку": 
заснеженные, искрящиеся в свете уличных фонарей деревья на фоне изумрудного неба,
разукрашенного сияющими  звездами. Казалось, что это театральная декорация к сказочному 
спектаклю. Я стояла, не в силах оторвать взгляда, посреди тротуара, а мимо меня спешили люди, 
не заметившие этого подарка, преподнесенного природой, обделившие себя красотой... 

"Нужно желать, чтобы видеть" - эта романтическая фраза принадлежит Полю Валери. 
Но можно сознательно учиться "видеть", и чем раньше человек этому научится
, тем больше
 обогатит себя.
 Я знаю художника, который  берется развить эту способность даже у самых
 маленьких детей - с двух с половиной лет. Впрочем, к  нему приходят и десяти- и пятнадцатилетние.  

     Валерий Михайлович Неелов любит писать пейзажи, больше - портреты. Славные лица на его
портретах, особенно детские... Но не о Неелове-художнике хочу рассказать, а о Неелове-учителе,
 а может быть,  даже воспитателе... Он учит детей не только видеть, но и не бояться изображать
 видимый мир. Или мир, созданный в детском воображении.  
Валерий Михайлович дает детям только три основных цвета (красный, желтый, синий), и белила
. И дети, как волшебники, сами творят бесконечное разнообразие полутонов всего цветового спектра.
А какую радость они испытывают, когда, вдруг, удается получить неожиданный оттенок!
Дети, обучающиеся у В.М. Неелова, не могут не быть импрессионистами, особенно маленькие.
 То, что получается у его подопечных, иногда завораживает. Такие работы не требуют для своей
высокой оценки скидки на возраст художников. Они вполне могут конкурировать с работами
профессиональных художников (ведь, “планки”-то нет), хотя на некоторых картинах указанный
 возраст авторов - 5 лет.

Посмотрите на фотографии. Разве не так?  
Валерий Михайлович готов поделиться своим умением работать с детьми со всеми желающими.  
Что-то есть в его методике от вальдорфской педагогики, что-то - чисто профессиональное,
связанное с цветоощущением. Но, может быть, и его лучистые глаза, и мягкий, доброжелательный голос,
и непременная приветливость в обращении тоже сказываются на детских достижениях. Наверно...

И все-таки, простые приемы, содержащиеся в методике В. М. Неелова, действительно ценны,
и автор готов поделиться своими секретами с  заинтересованными  читателями  нашего журнала.



Посмотреть работы юных художников.
Посмотреть учебное пособие.

 

 

Сайт управляется системой uCoz