Мальчик, еще не совсем подросток, ощутил в себе зов свободы и решил оставить школу. Нет, он не избегал учения - он хотел учиться, но не мог подчинить себя нормам и правилам школьного обучения. И еще: он с трудом расставался с красками.
Что значит быть свободным? Наверно - строить жизнь по собственным правилам. Не жить без правил, а вырабатывать собственные правила. Выработка правил – уже творчество… Армен творил прежде всего себя. Он учился жизни, искусству и наукам по книгам. Быстро взрослел. В 15 лет не мальчиком, а зрелым юношей покинул он родительский дом, чтобы отправиться в Ереван искать свою, только свою жизненную дорогу.
Свободолюбивая натура молодого человека жаждала... У него была цель, и он неуклонно шел к ней. В двадцать лет Армен уезжает в Петербург (тогда еще – Ленинград). Он считает, что только там сможет найти те чистые родники творчества, которые напоят его пылающую стремлением к совершенству душу.
В 70-е годы Армен Аветисян – один из ведущих художников питерского андеграунда. Его творческая свобода не имела ничего общего с произволом. Свобода, которую он исповедовал, была не свободой «от», а свободой «для». И потому Армен опять учился, опять самостоятельно. Сбылось его желание: он смог устроиться на работу в Русский музей. Работал в отделе упаковки. Но главное – молодой художник получил возможность увидеть тогда еще недоступные картины Кандинского, Малевича, Филонова... (Пройдет совсем немного лет, и этот знаменитый музей приобретет его первую картину). Армен изучал, анализировал, экспериментировал сам.
Свобода самовыражения, как известно, не поощрялась советским государством, а у Армена Аветисяна она била в глаза, тем более, что своеобразие его творчества было отмечено и поддержано зарубежными ценителями искусства. Государство заставило платить за свободу... Красивая рыбка в тесной банке, помещенной в клетку из колючей проволоки - картина «Рыба» у Армена автобиографична.
Однако для истинной свободы не существует внешних ограничителей. А. Аветисян продолжал оставаться свободным в несвободном государстве. Он всегда рисовал как хотел и что хотел.
Его живописная графика так же смела и свободна, как и сам художник. В ней много неожиданного: сочетания цветов, двойственность линий (когда одна линия «работает» на две фигуры), сама техника живописи.
Одна из ярких черт, отличающих работы А. Аветисяна - изысканность. Она обнаруживается во всем – в образах, в композиции, в сюжетах, в отточенности линий... Изысканность – одна из форм проявления красоты (Армен – певец Красоты), но к этому определению следует добавить еще тонкое, чутко улавливаемое чувство меры. Присутствие меры прослеживается у А. Аветисяна везде. Чувство меры не могло быть навязано ему извне, оно живет внутри художника, как живет внутри истинно свободной личности божественный разум, управляющий всеми ее помыслами и поступками. Вот почему в творчестве Армена Аветисяна могут сосуществовать такие разные темы, как религия, эротика, мифология...
Армяне – религиозный народ; народ, который первым провозгласил христианство государственной религией. Неудивительно поэтому, что один из циклов картин художника носит название «Отче наш». Величественное смирение, осознание великой миссии – таково настроение работ этого цикла. И еще - необычное ощущение: картины будто щедро делятся с нами чем-то – то ли благодать, то ли благословение исходят от них (мистика религии и мистика творчества)...
Если даже работы А. Аветисяна видятся щедрыми, то как же легко читается это качество в поступках художника. Армен красиво творит собственную жизнь...
Не считая себя «армянским» художником, он, тем не менее, остается верным сыном своей земли. Еще в 1975 году - в эпоху торжествующего атеизма – рискуя сделать еще более напряженными свои отношения с властями, А. Аветисян первым поднял вопрос о возрождении в Санкт-Петербурге армянской церкви, а его вклад в реконструкцию здания Армянской апостольской церкви св. Екатерины на Невском проспекте был не только моральным. И Воскресная школа, созданная при церкви для детей-армян, не обошлась без его помощи.
Он же предложил оживить старую русскую традицию, касающуюся такого вовсе не элитарного института государства, как тюрьма: дарить всем заключенным в праздник Пасхи крашеные яйца. И сам осуществил эту идею в питерских «Крестах». А кроме того, устроил там художественную выставку. И хочется верить, что не одна душа отозвалась на сделанное добро и стала чище...
Дух и плоть – Небо и Земля, святость и грешность, два несоединимых полюса. Но под руками свободно творящего художника они обретают единство. Художник соединяет их красотой. И здесь безупречность художественного вкуса Армена Аветисяна проявляется особенно ярко (циклы «Двое», «Сафо»).
Тема эротики в живописи крайне сложна. Здесь почти не ощутима та грань, которая отделяет красоту от пошлости, искусство от порнографии... Книги З. Фрейда помогли Армену уловить эту грань.
Утонченное чувствование, сладостный дурман наслаждения, космическая вечность мгновения – такова эстетика эротизма А. Аветисяна. Художнику удалось выразить религиозный смысл эротики, который состоит в том, что она является источником движения личности ввысь, творческого ее восхождения.
Одна из любимых тем Армена – мифология. Герои библейских, античных и народных мифов выглядят на его картинах торжественно и благородно. Как правило, их двое – Он и Она. И Любовь... Традиционные художественные символы, обработанные в изображении фантазией художника, дополняют портреты мифических персонажей и придают им оттенок сказочности.
Цветовая палитра Армена Аветисяна богата и многообразна. Много-образность следует понимать буквально: целый цикл картин «Моя палитра» дает возможность прикоснуться к тайне художника, увидеть эти образы, эти лики, в которых, в конечном итоге, отражается он сам – смелый, щедрый, тонкий, яркий. Художник, воспевающий в человеке божественное единство двух начал – мужского и женского...

 В год, когда далеко от родины умер замечательный философ Николай Александрович Бердяев, в далеком от Петербурга армянском городке родился мальчик Армен. Родился, может быть, для того, чтобы приехать на ту землю, откуда был выдворен неугодный властям философ, и своим творчеством доказать справедливость слов великого теоретика свободы: «Творчество художника в пределах своих – теургическое действие. Теургия есть творчество свободное, освобожденное от норм этого мира... Теургия есть действие высшее, чем магия, ибо она есть действие, совместное с Богом, совместное с Богом продолжение Творения. Теург в соединении с Богом творит космос, красоту как сущее...»                                

Solomon_i_Shiba.jpg (11490 байтов)

 

solomon_var1.jpg (13878 байтов)

 

oya_Galateya.jpg (21163 байтов)

    
  
Gogen_na_Taiti.jpg (16040 байтов)


    Соломон и Шиба   

 

   Соломон и Шиба      Моя Галатея    Гоген на Таити      
otche_nash1.jpg (24565 байтов)

      

krect.jpg (20162 байтов)

    

nabat_25.jpg (16556 байтов)

 

  

   RYBA25.JPG (14558 байтов)
  Отче наш        Крест      Набат          Рыба   
   ROZA2.JPG (10506 байтов)     
     
nega_25.jpg (16872 байтов)
     
pocelui_var1.jpg (18023 байтов)
    
pocelui2.jpg (10869 байтов)
       Роза 
  Нега    Поцелуй      Поцелуй  
 palitra4.jpg (24633 байтов)
      
  
palitra1.jpg (22513 байтов)
   
orfey.jpg (40262 байтов)

 
ara.jpg (12051 байтов)

 Ара Прекрасный и Шамирам

на главную страницу

 

   Моя палитра1     Моя палитра2     Орфей и Эвридика 
Сайт управляется системой uCoz